в Германии
Заказать бесплатный звонок

Радиойодотерапия в Германии

Лечение радиоактивным йодом в Германии

Радиоактивный йод (йод-131, I131, радиойод) является одним из изотопов обычного йода-126, широко применяемым в медицинской практике. Йод-131 обладает способностью самопроизвольно распадаться (период полураспада 8 суток) с образованием ксенона, кванта гамма-излучения и бета-частицы (быстрого электрона).

Образующаяся при распаде радиоактивного йода бета-частица обладает высокой скоростью вылета и способна проникать в биологические ткани, окружающие зону накопления изотопа, на расстояние от 0,6 до 2 мм. Именно этот вид излучения и обеспечивает лечебный эффект радиоактивного йода, поскольку вызывает гибель клеток.

Гамма-излучение свободно проникает сквозь ткани человеческого тела, и может быть зарегистрировано с помощью особых устройств – гамма-камер. Данный вид излучения не обладает лечебным эффектом, он используется для обнаружения тех мест, где произошло накопление радиоактивного йода. Сканирование всего тела с помощью гамма-камеры выявляет очаги накопления радиойода, а эта информация может быть очень важной при лечении пациентов со злокачественными опухолями щитовидной железы, когда по очагам «свечения» после терапии радиоактивным йодом можно сделать вывод о локализации дополнительных очагов опухоли (метастазов) в организме больного.

Лечебный эффект радиоактивного йода основан на воздействии бета-излучения на ткани организма. Следует особо подчеркнуть, что гибель клеток наступает только на расстоянии до 2 мм от зоны накопления изотопа, т.е. терапия радиоактивным йодом имеет очень направленное воздействие. Если учесть, что сам по себе йод в человеческом организме активно накапливается лишь в щитовидной железе (в значительном меньшем количестве – в клетках дифференцированного рака щитовидной железы, т.е. в клетках папиллярного рака и фолликулярного рака щитовидной железы), то становится очевидным, что лечение радиоактивным йодом является уникальным методом, позволяющим «точечно» воздействовать на йод-накапливающие ткани (ткань щитовидной железы или ткань опухолей щитовидной железы).

Принцип действия

В ткани щитовидной железы клетки ее лежат не хаотично, а упорядоченно – клетки железы образуют фолликулы (сферические образования с полостью внутри). Стенка фолликулов образована клетками щитовидной железы (так называемыми А-клетками, или тироцитами).

Выработка гормонов щитовидной железы происходит не прямым путем, а через образование промежуточного вещества, своего рода «недоделанного» гормона – тиреоглобулина. В переводе название его означает «белок щитовидной железы». Тиреоглобулин синтезируется только в клетках щитовидной железы – это очень важно понимать. В норме нигде в организме, кроме ткани щитовидной железы, тиреоглобулин не вырабатывается. Строение тиреоглобулина очень просто – он представляет собой цепочку из аминокислот (аминокислоты являются строительными «кирпичиками» любого белка, в состав тиреоглобулина входит широко распространенная аминокислота тирозин), при этом на каждый остаток тирозина «навешивается» два атома йода.

Для построения тиреоглобулина аминокислоты и йод забираются клетками железы из сосудов, лежащих рядом с фолликулом, а сам тиреоглобулин выделяется внутрь фолликула, в его просвет.

Фактически, тиреоглобулин является «запасом» йода и уже практически сделанных гормонов на 1-2 месяца. В скрученном виде он находится в просвете фолликула до тех пор, пока организму не потребуются действующие гормоны щитовидной железы – тироксин и трийодтиронин. При возникновении потребности в гормонах, клетки щитовидной железы захватывают тиреоглобулин «за хвост» и протаскивают его через себя в направлении сосудов.

Во время подобного транспорта через клетку тиреоглобулин разрезается на остатки по 2 аминокислоты. Если на двух аминокислотных остатках находится 4 атома йода, подобный гормон называется тироксином (сокращается обычно как Т4 – по количеству атомов йода в молекуле гормона).

Опасен ли радиойод?

Терапия с использованием радиойода широко известна, как эффективное средство в лечении заболеваний щитовидной железы. Побочные эффекты слабо выражены и купируются самостоятельно при условии выполнения рекомендаций по их профилактике. С целью защиты слизистой желудка за 30 минут до приема изотопа Вам будет дан антацидный препарат (например, альмагель или гефал). После приема капсул радиойода необходимо дополнительно выпить 2 стакана минеральной воды. В ближайшее время возможно "першение в горле", тошнота, рвота, слабость и отсутствие аппетита, локальная припухлость на шее, позднее возможно обострение хронических заболеваний, явления острого гастрита, цистита и сиалоаденита (воспаление слюнных желез).

Воспаление слюнных желез возникает у 30% пациентов и может быть острым и хроническим. Симптомы сиалоденита могут проявляться в течение 24-х часов и более характерны для пациентов, получивших большую активность радиойода, при наличии небольших остатков функционирующей ткани щитовидной железы. Для профилактики развития этого осложнения рекомендуется использование жевательной резинки, леденцов, лимонов, прикладывание холодных компрессов и обильное питьё.

Возможно также появление временной боли в языке или снижение вкусовой чувствительности. В процентном соотношении транзиторный гастрит отмечается у 30%, снижение уровня лейкоцитов и тромбоцитов - у 70%, локальная опухоль на шее с болевым синдромом - у 10-20% пациентов. Литературные данные о развитии впоследствии лейкемии, фиброза лёгких, поражения гонад и костного мозга очень редки, в нашей практике такие осложнения не встречались. Выполнение рекомендаций по повышенной водной нагрузке, стимуляции выработки слюны, а так же назначаемые препараты по защите слизистой желудка и противорвотные средства сводят риск указанных реакций к минимальному.

Радиойодотерапия при гипертиреозе

В нашем центре используются два метода лечения: с фиксированной дозой радиойода и с индивидуальным расчетом дозы радиойода. При индивидуальном расчете дозы радиойода пациенту назначаются дополнительно диагностические процедуры для определения объема железы, а также ее функциональной активности.

Для подготовки пациента к терапии прием тиреостатических препаратов должен быть прекращен за несколько дней до лечения (от 3-7 дней по рекомендации лечащего врача). Также следует исключить использование лекарственных препаратов,  включающие йод, в том числе рентгенконтрастных веществ при радиологических исследованиях.

В ходе процедуры пациенту необходимо проглотить небольшую желатиновую капсулу с достаточным количеством воды. Капсула радиойода принимается натощак – за 4 часа до получения капсулы нельзя кушать, можно пить только  воду.

Лечение гипертиреоза в большинстве случаев проводится амбулаторно. После процедуры пациенту даются рекомендации о мерах радиационной безопасности в отношении общения с окружающими.

Ограничения по приему поситителей

Все посетители после приема радиойода исключаются. То есть, иметь физический контакт с вашими посетителями Вы не сможете. Единственное общение с посетителями возможно через медперсонал и передачи. Вы не должны передавать им что-либо, включая остатки продовольствия, напитки, печатную продукцию или одежду. Пожалуйста, спросите медперсонал при возникших сомнениях по поводу того или иного предмета.

Беременным и детям до 18 лет запрещаются любые посещения пациентов, получающих как лечение, так и обследование с радиойодом.

Беременность является абсолютным противопоказанием к обследованию и лечению с применением всех радиоактивных веществ и радиойода, в частности. Каждая женщина детородного возраста без менструации считается беременной, пока не доказано обратное. Если Вам выполнена операция на щитовидной железе и после нее было рекомендовано лечение радиойодом, то женщинам рекомендуется планировать беременность не ранее, чем через год после такого лечения, а мужчинам - не ранее, чем через 2 месяца.

Cвяжитесь с нами

• Бернд Хамм